Интересное






Опрос на сайте

Какие формы мероприятий Вам больше нравятся?

Популярные статьи

ОТЗЫВЫ

  • ОТЗЫВЫ
  • ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
    Решаем вместе
    Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
    » История Клуба любителей поэзии

    История Клуба любителей поэзии

    2
      В композиции звучали стихи Ахматовой, поэма «Реквием», романсы на слова поэтессы, романсы на её стихи в исполнении В. Козина и А. Вертинского, музыкальные отрывки из произведений И. С. Баха, К. Дебюсси и Д. Шостаковича, несколько раз звучали стихи в исполнении самой поэтессы, записанные в последние годы её жизни. Необычайность и то вечера в том, что зрители находились на сцене, как бы в окружении поэтических образов. В композиции представлены несколько циклов стихов Л. Ахматовой в самые поворотные времена нашей истории, которые пережила вместе с пародом поэтесса: Октябрьская революция, гражданская война, годы «ежовщины», репрессии, Великая Отечественном война, гонения на Ахматову в 1946 году в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и, наконец, позднее признание ее прекрасного творчества. После Постановления долгие годы ее имя было под запретом, по стихи ее той поры полны надежды.

    Но все-таки узнают голос мой
    И все-таки ему опять поверят. 

      Сегодня голос Ахматовой звучит с новой силой, его узнают, ему верят. Она прожила честно и гордо свою долгую, трудную жизнь, не изменяя друзьям и убеждениям. «Ахматова совершила не просто поэтический — гражданский подвиг, оставаясь на протяжении всей своей жизни самою собой, предельно честным человеком, далеким от всякой конъюнктуры. В самые драматические периоды своей жизни она продолжает верить в Родину, в свой народ» (статья В. Яцкового, газета «Орехово-Зуевская правда», №197 от 12 декабря 1989 года).

    Какое нам в сущности дело,
    Что все превращается в прах.
    Над сколькими безднами пела
    И в скольких жила зеркалах.

      «Сценография композиции простая, но очень выразительная. Актеры читают стихи на фоне занавесов — светлого, с легким рисунком, черного и красного, которые время от времени сменяют друг друга в зависимости от той атмосферы, которая окружала в тот или иной период Ахматову. Актеры оказались на высоте. Было главное — стремление проникнуть в сокровенный смысл каждого слова, каждого движения души великого Художника» (В. Яцковой).
      Вечер удался. «Всего час длилось действо, по многие из нас никогда не видели ничего подобного по силе эмоционального воздействия. Мы стали после концерта чище и добрее», — пишут студенты медицинского училища в статье «Стали добрее», опубликованной в газете «Орехово-Зуевская правда», №170 от 24 октября 1989 года.
      «Мы сразу попали в таинственную, интригующую обстановку, весь вечер были с исполнителями рядом, глаза в глаза. Скупые, лаконичные, но очень впечатляющие атрибуты оформления — занавес, рояль, свечи, портрет Ахматовой. Но на душе у каждого торжественно и чудно от действа волшебного, от величия поэтического слова. Голоса чтецов на фоне удивительно прекрасной музыки очаровывают, и происходит потрясение. Мы получили глоток чистой воды, чистого воздуха» (из статьи Жанны Синициной «Красота спасет мир», «Орехово-Зуевская правда», №170 от 24 октября 1989 года).
      В 1994 году в нашем городе впервые отмечали День помино-вения по всем невинно убиенным в ссылках и заключениях. Отслужив панихиду в Храме Рождества Пресвятой Богородицы, его настоятель, протоиерей отец Сергий Нечаев сказал: «Нас окружало и окружает много зла. Множество людей пострадали невинно, они пострадали за истину». В этот день в ГДК состоялся концерт, на котором выступили ансамбль скрипачей Школы искусств, ансамбль «Фестиваль» и Клуб поэзии. В исполнении чтецов «Реквием» из композиции «Я — голос ваш» Анны Ахматовой прозвучал особенно торжественно-печально, мощно.
      В Осезон 1989-1990 годов Г. Каретников приступил к работе над литературно-музыкальной композицией «Я лучшей доли не искал» по стихам еще одного великого поэта Александра Блока. Название композиции было также взято из стихотворения поэта.

    Благословляю все, что было,
    Я лучшей доли не искал.
    О, сердце, сколько ты любило!
    О, разум, сколько ты пылал!

      Творчество Блока завершило путь русской поэзии до октябрьской эры. В его поэзия сложна и многогранна. Для своего понимания она требует вдумчивости и внимания. Надо вслушаться и его стихи, чтобы воспринять их несравненную музыкальность, оригинальность, гражданский пафос и красоту.
      Премьера вечера состоялась 28 ноября 1990 года, в 110-летия со дня рождения поэта. Г. Каретников начал композицию стихами, в которых поэт выражает себя очень тонко как художник. Это пролог к поэме «Возмездие».

    Жизнь без начала и конца.
    Нac всех подстерегает случай.
    Над нами сумрак неминучий,
    Иль ясность божьего лица.
    По ты, художник, твердо веруй
    В начало и концы. Ты знай,
    Где стерегут нас ад и рай.
    Тебе дано бесстрастной мерой
    Измерить все, что видишь ты.
    Твой взгляд да будет тверд и ясен.
    Сотри случайные черты —
    И ты увидишь: мир прекрасен.
    Познай, где свет — поймешь, где тьма.
    Пускай же все пройдет неспешно,
    Что в мире свято, что в нем грешно.
    Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
      Кроме стихов в композиции были использованы воспоминания, написанные современниками Блока — К. Чуковским, Н. Гумилевым, С. Городецким, И. Одоевцевой, Е. Замятиным.
      «Мы пытались так подобрать стихи, романсы на слова Блока, чтобы как можно полнее выразить мятущуюся душу поэта и, естественно, совершенно особое место мы отводили стихам о России», — вспоминает Г. Каретников.
      «Тема моя — я знаю это твердо, без всяких сомнений — живая, реальная тема. Она не только больше меня, она больше всех нас, и она всеобщая тема. В таком виде стоит передо мной моя тема — тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал Блок.
      Итак, вечер. Звучит музыкальное вступление — «Поэма экстаза» И. Скрябина. За роялем — Ирина Коробова. Стихи читают Л. Харламова, Л. Грачева, Г. Каретников, О. Ивлева, К. Титов, М. Рожков. Романсы на слова Блока исполняют Р. Ушанова, А. Шувалова, М. Рожков. Эта композиция имела долгую жизнь: Клуб выступал в 1991 году — в год 70-летия со дня смерти великого поэта, в 2000 году — в год 120-летия со дня рождения поэта, в 2010 году. «Невольно осознаешь, насколько поэзия Блока современна, созвучна тому, что переживает Россия сегодня с ее «заплаканной красой». Думая о пей, так и хочется воскликнуть вслед за поэтом: «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?». (Статья Л. Зизель «Я лучшей доли не искал», «Орехово-Зуевская правда», №107 от 1 декабря 2010 года).
      Побывал Клуб поэзии «в гостях» у А. Блока. В августе 2002 года представителям Клуба Л. Харламовой, Г. и Л. Каретниковым, О. Ивлевой, О. Павловой, И. Коробовой, О. Полухиной, гитаристу Клуба Н. Рощину, директору ГДК А. Бирюковой, а также детям-чтецам стихов Блока Женечке Покаместовой и Иринке Полухиной посчастливилось стать участниками Блоковского праздника поэзии в Шахматове. Там были многие именитые гости. Заместитель министра культуры России Н. В. Дементьева подвела итог празднику, который оказался неожиданным и чрезвычайно приятным для ореховозуевцев. Она сказала, что самым ценным подарком на празднике было выступление Куба поэзии из Орехово-Зуева, показавшее, что поэзию А. Блока знают и любят представители разных поколений (газета «Орехово-Зуевская правда», №129 от 13 августа 2002 года).
     10 декабря 1990 года исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака — замечательного coветского поэта, писателя, переводчика. Чем дальше уходят от нас годы сталинщины, «хрущевских перегибов», тем величественно вырисовываются личные подвиги тех, кто сумел выстоять в этой страшной, порой смертельной схватке с насилием государственной системы. Б. Л. Пастернак был в этих рядах. Особенно жестокосердна была к нему судьба в последние годы жизни. Под угрозой быть изгнанным из страны, он должен был отказаться от Нобелевской премии в связи с развязанной политической кампанией вокруг его романа «Доктор Живаго».
      А. П. Чехов вложил в уста одной из своих героинь удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, что в пашем деле — все равно играем мы на сцене, или пишем — главное не слова, не блеск... а умением терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни». Эти слова как нельзя лучше характеризуют суть жизненного подвига Бориса Пастернака. Он не отступился «от своего лица», черпая силы в искренней поддержке истинных друзей. Эту мысль он подтверждает стихотворением «Быть знаменитым — некрасиво». В нем есть такие строчки:

    Цель творчества — самоотдача,
    А не шумиха, не успех.
    Позорно, ничего не знача,
    Быть притчей на устах у всех.

    И еще:

    И должен ни единой долькой
    Не отступаться от лица,
    Но быть живым, живым и только,
    Живым и только до конца.

    С верой в победу добра Пастернак пронес свой крест до конца, И подводя итог своему творчеству, он пишет в стихотворении «Нобелевская премия»:

    Что же сделал я за пакость,
    Я убийца и злодей?
    Я весь мир заставил плакать
    Над красой земли моей.
    Но и так, почти у гроба,
    Верю я — придет пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.

      «Именно с этой верой Клуб любителей поэзии и занимался работой над постановкой композиции, посвященной 100-летию Бориса Пастернака. Мы назвали ее «И творчество, и чудотворство», — пишет Г. Каретников в газете «Орехово-Зуевская правда», №21 от 7 февраля 1990 года.
      На премьере, кроме стихов, прозвучало много песен на стихи поэта. Их исполняли солисты М. Рожков, Р. Ушанова и Ю. Гадаев. Особенно дорого было участие в вечере педагога Школы искусств, пианиста Л. Копосова. Он исполнил несколько любимых Пастернаком произведений И. Скрябина и Ф. Шопена.
      В сезон 1989-1990 годов начали работать над стихами Осипа Мандельштама. Композицию составил актер Народного театра, чтец Клуба поэзии Константин Титов. «У Мандельштама нет учителя. Я не знаю в мировой поэзии подобного факта. Мы знаем истоки Пушкина, Блока, по кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармонии, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» — писала Анна Ахматова. 15 января 1991 года Мандельштаму исполнилось бы 100 лет. «Случайно ли, что 15 января нашего взбесившегося перед своей кончиной века эта дамоклова апокалипсическая дата совпадает со 100-летним юбилеем хрупкого, как все драгоценное, великомученика русской поэзии?» — пишет Андрей Вознесенский о поэте (статья «Слово — это Бо», «Литературная газета», №12 от 15 января 1991 года).

    Век мой, зверь мой, кто сумеет
    Заглянуть в твои зрачки
    И своею кровью склеит
    Двух столетий позвонки?

      Творческий расцвет поэта пришелся именно на Серебряный иск. В его стихах — невиданная сила и достоинство. Именно это хотелось передать слушателям. Над стихами работали долго. Поэтическое слово Мандельштама помнит о своем культурном прошлом и выступает хранителем человеческой памяти и истории В 1934 году за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны», направленное против Сталина, поэт был арестован и сослан на 3 года в Воронеж. По возвращении из ссылки вторично арестован. Судьба Мандельштама, погибшего в пересыльном сталинском лагере под Владивостоком, горька, но блистательна: за короткий жизненный путь он оставил поэтическое наследие, сделавшее его одним из величайших поэтов XX века.
      Репертуар Клуба рос. Заметно выросло декламаторское мастерство К. Титова, М. Рожкова, О. Полухиной. У Клуба появился свой постоянный зритель. Вечеров Клуба поэзии ждали.
    В 1992 году исполнилось 100 лет со дня рождения прекрасной русской поэтессы Серебряного века, поэтессы трагического склада и трагической судьбы Марины Цветаевой.

    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.

    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.

    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

      Поэзии Цветаевой присущи неповторимые ритмы. Звонкие и сильные, с мастерской звуковой инструментовкой, стихотворения Цветаевой — это как бы страстный монолог. Это всегда вихрь, это всегда вызов всему пошлому и бездуховному, это гордая уверенность в силе своего таланта, силе духа, характера.

    И не на то мне пара крыл прекрасных
    Дана, чтоб на сердце держать пуды.
    Спеленутых, безглазых и безгласных
    Я не умножу жалкой слободы...

      Только Цветаева могла в зачумленной Москве 1920 года выйти на сцену Политехнического музея и в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо на рафинированном Вечере поэтесс прочитать:

    Пригвождена к позорному столбу
    Славянской совести старинной,
    С змеею в сердце и с клеймом во лбу,
    Я утверждаю, что — невинна.

    Я утверждаю, что во мне покой
    Причастницы перед причастьем.
    Что не моя вина, что я с рукой
    По площадям стою — за счастьем.

    Пересмотрите все мое добро,
    Скажите — или я ослепла?
    Где золото мое? Где серебро?
    В моей руке лишь горстка пепла!

    И это все, что лестью и мольбой
    Я выпросила у счастливых.
    И это все, что я возьму с собой
    В край целований молчаливых.

      Композиция по стихам М. Цветаевой называлась «Все — сердце и судьба».

    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я — поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти,
    — Нечитанным стихам! —

    Разбросанным в пыли но магазинам
    (Где их никто не брал и не берет!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.
      Каждую среду, собираясь на репетиции в ГДК, мы читали, спорили, прослушивали песни и романсы из кинофильмов, написанные на слова Цветаевой, а также музыку, написанную нашими композиторами Р. Ушановой, Н. Крыловой, тщательно работали над стихом. Все песни и романсы на премьере исполняла Ольга Полухина, аккомпанировала Ирина Коробова. В ее исполнении на вечере прозвучала музыка Рахманинова, 1-ая часть концерта №2. Встреча с творчеством Цветаевой и для чтецов, и для зрителей стала огромной радостью. Большой радостью стали еще две встречи с поэтессой в год ее 100-летия. «Калужская губерния. Дача Песочная в двух верстах от города Тарусы. Совсем одна, в лесу, на высоком берегу Оки. Горячо любимое на земле место Марины  Цветаевой и всех ее близких, родных и друзей.
      Здесь, в Тарусе, в музее семьи  Цветаевых, в канун именин Марины ждали гостей из Орехово-Зуева. И не случайно к 100-летию со дня ее рождения был открыт этот музей. В Орехово-Зуеве к юбилею подготовил литературно-музыкальную композицию Клуб любителей поэзии Народного драматического театра, спутника МХАТа им. Горького «Все — сердце и судьба», — писала Л. Харламова, актриса Народного тетра в газете «Орехово-Зуевская правда», статья «Мы были у Марины».
      Директор музея Е. М. Климова провела с нами увлекательную экскурсию по музею и по городу, мы посетили кладбище, где похоронен К. Г. Паустовский и многие известные русские художники, писатели, музыканты, ученые, жившие в Тарусе. «А далее, предстояло самое ответственное и приятное — вынести на суд тарусских ценителей поэзии нашу композицию», — пишет дальше Л. Харламова. Очень тепло нас встретили зрители. Среди них было много детей. Гастрольная поездка Клуба удалась на славу. И этим мы обязаны пригласившему нас в Тарусу директору Дома-музея Цветаевых Е. М. Климовой и организовавшей нашу поездку А.А. Бирюковой, директору ГДК.
    В 105-летие со дня рождения Цветаевой Клуб поэзии побывал еще на одной встрече с поэтессой — в музее Марины Цветаевой в Болшеве, он также открылся в год её столетия. Там сеть литературно-художественный музыкальный салон, где проходят встречи с людьми искусства, а с 1989 года организована интереснейшая экспозиция. В 1990 году обществом «Мемориал» установлен памятник Марине Цветаевой — дар скульптора Михайлина.
    Члены Клуба поэзии побывали в городе Александров в маленьком деревянном стареньком домике, где жила сестра Цветаевой Анастасия с семьей, и где жила Марина Цветаева с осени 1915 года по май 1917 года. В этом «цветаевском» домике у неё к гостях был О. Мандельштам. В музее сохранилось множество подлинных вещей Марины и Анастасии, письма, рукописи. Атмосфера музеев подпитывала актеров, давая им возможность точнее войти в суть образов поэтессы и точнее передавать их в общении со зрителем.
      В декабре 1991 года Клубу любителей поэзии исполнилось 5 лет. Оглядываясь назад, хочется еще раз отметить, что организатором создания Клуба был Г. А. Каретников, а благословил нас на это доброе светлое дело в 1986 году наш земляк, поэт и писатель В. Бахревский.
      Из письма В. Бахревского Г. Каретникову: «Вся надежда, Гена, на тебя. Праздник Слова — это твой праздник, ты ему, слову, служишь всю свою жизнь. Не знаю, удастся ли тебе — времени-то мало. Но задумки нужные, хорошие. А в общем это должна быть радость поэзии». И далее Владислав пишет, что можно составить программы детские и взрослые, привлечь поэтов, прозаиков, священство.
      За пять лет было подготовлено и показано 9 композиций. Клуб начал подготовку вечеров под рубрикой «Мы открываем вам поэта». Многие горожане, постоянно следящие за работами Клуба, уже хорошо знали поименно всех участников — солистов, чтецов, музыкантов. 5-летие Клуба отметили новой работой «Тихая моя родина» по стихам Н. Рубцова.

    Отзовётся острой болью слово,
    Что болело в жизни о живом.
    Для меня поэзия Рубцова —
    Будто что-то обо мне самом.
    И ничто не выразит иначе,
    Чем полёт рубцовских журавлей,
    Почему смеёмся мы и плачем,
    И не можем без земли своей.
    И опять открою тонкий томик...
    И покажется в ночной тиши,
    Что засветит ясно из потёмок
    Русский огонёк его души.

      Это стихотворение поэт Виктор Петров посвятил Н. Рубцову.
      «Николай Рубцов — поэт долгожданный, — писал Г. Горбовский. — Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией непридуманной, органической. Время от времени, в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповтримые. И все же хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов надвигалось. Долгожданный поэт!».
      Работая над стихами Рубцова, хотелось выразить радость и боль его жизни и поэзии, обаяние его неповторимой личности, ми» готу и свет этого истинно русского таланта. Язык его стихов чис гый, как сама Русь, родниковый и трагический, как её судьба.
      Стихи Н. Рубцова «тихие», простые, но очень глубокие и задушевные. Читая и слушая их, невольно испытываешь радость открытия мира русской природы, ощущаешь неразрывное единство автора со своей родиной и каждого из нас — со своей малой родиной.

    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи...
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    ...С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

      «Самое главное в поэзии Рубцова то, что каждый в ней узнаёт себя, свою судьбу, свою родину. Он один из немногих поэтов, которые говорят из души в душу, а это и есть молитва, которая совершается не только за себя, но и за всю страну, за всех нас», —пишет исследователь его творчества, писатель Н. Куняев. Тема России занимает большое место в творчестве Н. Рубцова.

    Россия, Русь — куда я ни взгляну...
    За все твои страдания и битвы
    Люблю твою, Россия, старину,
    Твои леса, погосты и молитвы,
    Люблю твои избушки и цветы,
    И небеса, горящие от зноя,
    И шепот ив у омутной воды,
    Люблю навек, до вечного покоя...











    Предыдущая страница | Страница 3 из 3